ГУО"Речицкий центр творчества детей и молодежи"

Get Adobe Flash player

Новости

Мы в соцсетях






СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ "Как разработать программу объединения по интересам"

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Как разработать программу объединения по интересам

 

Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу.

На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Устав учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 годы.

Типовая программа объединения по интересам художественного (или иного) профиля.

Инструктивно-методические письма МО РБ по организации образовательного процесса в УДОДиМ, по идеологической и воспитательной работе.

 

Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов в разделе «Литература», но их надо знать и опираться на них при разработке программы.

Программа объединения по интересам ОСНОВЫВАЕТСЯ на типовой программе дополнительного образования детей и молодежи, рекомендованной органом управления образования.

 

Что необходимо учитывать при разработке программы?

следует учитывать современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи;

компенсировать отсутствующие образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся);

учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;

учитывать интересы и потребности детей, родителей, общества.

 

Структурные элементы программы объединения по интересам

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Ожидаемые результаты.

Формы и методы реализации программы.

Литература.

 

Структура программы объединения по интересам

 

Титульный лист (оформление):

название и подчинение учреждения;

кем и когда утверждена программа, с кем согласована;

полное название программы;

ф.и.о., должность разработчика программы;

возраст детей, на который рассчитана программа;

срок реализации;

название города, год разработки.

 

 

Отдел образования, спорта и туризма Речицкого райиспокома

Государственное учреждение образования

«Речицкий центр творчества детей и молодежи»

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма

Речицкого райисполкома

                             А.В.Деменчук

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования «Речицкий центр творчества детей и молодежи»

                                      С.Н.Чигринева

Протокол педсовета

_____________ №_____

 

 

 

 

Программа

объединения по интересам

«……………»

 

 

 

 

 

Автор-составитель

Ф.И.О,

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся от  …  до … лет

Срок реализации программы … год(а)

 

 

 

Речица 2014

 

 

Пояснительная записка

 

В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности (в чем отличие и особенность именно этой программы);

изложение собственных взглядов на работу с детьми, педагогические идеи, принципы обучения и воспитания, обеспечивающие целевое назначение программы;

организационные условия реализации программы;

вид программы (базовый, повышенный уровень, индивидуальная, авторская, экспериментальная и др.);

возраст обучающихся;

сроки реализации;

общее количество часов, количество часов и занятий в неделю;

формы и режим занятий.

 

При составлении пояснительной записки трудности возникают при формулировании цели и задач программы.

 

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЦЕЛЬ долна быть краткая, понятная, достижимая. Помните, что в типовой программе объединения по интересам формулируется общая цель для всего профиля, а цель образовательной программы должна отражать специфику конкретной программы, должна быть связана с ее названием, отражать основную направленность.

 

Для формулировки цели используйте существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

развитие обучающихся в целом или определенных способностей;

формирование у каждого учащегося определенных умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;

формирование и развитие конкретных общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;

гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Однако в описании цели старайтесь избегать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.

Цель всегда одна, задач может быть несколько (от трех)!

 

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЗАДАЧИ программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

обучающие;

развивающие;

воспитательные.

Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется обучающийся, освоив программу.

Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

 

 

Учебно-тематический план

 

темы (разделы) занятий;

общее количество часов, количество часов на теоретические и практические занятия по каждой теме (разделу).

 

п/п

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего часов

В том числе

теоретических

(от 30% до 50%)

практических

(от 50% до 70%)

 

Вводное занятие

 

 

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

Итого

 

 

 

 

При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

3 часа

3 раза

9 часов

324 часа

 

Помните, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены ОСНОВНЫЕ содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год!

 

Содержание программы

 

разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом,

конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса.

 

В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

указать ее название;

перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы.

Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).

Например:

 

Бумажная пластика

      Знакомство с материалами. Техника выгибания объемных конструкций. История «японского журавлика», знакомство с традиционной японской техникой изготовления игушек из бумаги. … и т.д.

      Практические занятия. Изготовление кукол для спектакля «Репка». Анималистические образы. Японский фонарик. … и т.д.

 

  

Ожидаемые результаты

 

 что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года, освоение программы для каждого года обучения.

 

Ожидаемые результаты освоения программы могут быть представлены как ответы на вопросы: «Какие знания и умения приобретают учащиеся для успешного продолжения учебы, выбора профессии?», «Какие виды деятельности будут освоены?», в виде краткой характеристики приобретенных знаний, умений, навыков.

 

Формы и методы реализации программы

 

педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления — обучение, воспитание и развитие;

методы диагностики освоения программы, личностного развития учащихся объединений по интересам;

формы занятий, методы и приемы.

 

В этом разделе программы необходимо:

кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

отметить, какие формы занятий планируется использовать;

описать основные методы организации образовательного процесса;

перечислить используемые дидактические материалы;

дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических (перечень оборудования, инструментов и материалов) и прочих).

 

 

Литература

           

            Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для обучающихся.

 

Пример оформления источников:

Кастрица, О.А. Высшая математика для экономистов : учеб. пособ. / О.А. Кастрица. - 3-е изд., стереотип. - Минск : Новое знание, 2008. - 491 с.

Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособ. / Е.Н. Назарова ; Ю.Д. Жилов. - М. : Академия, 2008. - 272 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг : учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова ; под ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 413 с.