ГУО"Речицкий центр творчества детей и молодежи"

Get Adobe Flash player

Новости

Мы в соцсетях






Занятия в учреждении дополнительного образования

Особенности организации занятия объединения по интересам

в дополнительном образовании детей и молодежи

 

       Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Образовательный процесс в УДО  осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного  взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования  невозможно без грамотной, творческой организации занятия.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

 

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

 

Основные требования к современному занятию.

Постановка и комплексное решение на занятии образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

определяются тип и структура занятия;

его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

 На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

 Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

 К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

 Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

 Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.

 

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

Изложение нового материала.

Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

 Занятие сообщения и усвоения новых знаний  

Организационная часть

Изложение нового материала и закрепление его.

 Занятие повторения и обобщения полученных знаний           

Организационная часть

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

Подведение итогов.

 Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков 

Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

 Занятие применения знаний, умений и навыков          

Организационная часть

Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

 

Формы учебных занятий

Традиционные формы организации деятельности

детей в учебном процессе

 

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

 Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

 Дискуссия

Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

 Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

 Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

 Экспедиция  

Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

 Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

 Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

 

Нетрадиционные формы организации деятельности детей

 

Презентация предмета, явления, события, факта.       

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

 Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

 Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

 Философский стол       

Например, коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

 Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

 “Крепкий орешек”   

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

 День добрых сюрпризов    

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

 Конверт вопросов    

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

 Выпускной ринг      

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми. 

 

Методы организации занятия в объединении по интересам

 

Репродуктивный: словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

Методы практической работы: метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров; 

Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

Проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

Метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

 

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты,

интервьюирование;

психологические тесты;

создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

психологический театр;

деловая игра.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

дата, номер занятия, тема занятия, оборудование, дидактический материал.

цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

ведущие виды деятельности участников занятия;

структура занятия и последовательность его этапов;

содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

диагностика результатов занятия, подведение итогов.

 

Примерная структура учебного занятия

    В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 2 этап: проверочный.

 Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

 4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

 1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

 3)  Закрепление знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

 4)  Обобщение и систематизация знаний.

 Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

 5 этап: контрольный.

 Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

 6 этап: итоговый.

 Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

 7 этап: рефлективный.

 Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

 Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

  ИЛИ:

 1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

 2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

  3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

  4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

  5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

  6. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

  7. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

  8. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

  9. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

      Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

     Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

  

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия

хорошее знание материала;

бодрое самочувствие; чувство «физической»  раскованности, свободы на занятии; 

продуманный план занятия;

правильный выбор и разнообразие методов обучения;

занимательность изложения, ярко    выраженное  эмоциональное отношение    педагога  к излагаемому  материалу   богатство  интонаций,  его  выразительная мимика, образная жестикуляция;

выраженная заинтересованность педагога в успехе вопитанников


Факторы риска

 неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

рыхлая композиция занятия;

неправильный подбор и однообразие методов обучения;

скованность движений педагога, его «зажатость»

 монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом;

отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;

отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам  обучающихся; 

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 Цель занятия: познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании.

 Известно, что любая деятельность протекает более успешно, если она имеет положительный мотив (побуждение к деятельности). Мотив нашей встречи - получить знания. А для чего это нужно? Для правильной организации своей деятельности.

 Забота о самочувствии. Удобно ли Вам, готовы ли Вы к работе? Заведующего эколого-биологической станции попросим зажечь свечу знаний.

 Итак, начинаем.

 При входе в зал Вы получили жетоны разного цвета, и я попросила Вас объединиться в группы по общему цветовому признаку. Группа с жетонами зеленого цвета - это группа «Генераторы идей» (в дальнейшем Г.И), с желтого - Практики (в дальнейшем П.), розового - «Аналитики», (в дальнейшем А.)

 В совместной работе мы будем генерировать идеи, говорить об их внедрении в практику и анализировать. А в конце нашей встречи вас будет ожидать сюрприз.

 Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? Ваше мнение Г, П, А. (Ответы представителей от групп.)

 Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

 Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

 Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

 Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

 По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА, “основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.

 Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

 Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

 иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

 быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

 основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

 базироваться на развивающих методах обучения детей;

 для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

 использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

 основываться на социальном заказе общества;

 отражать региональные особенности и традиции.

 Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

 Слово рабочим группам.(ГИ П. А.) Ваше определение учебного занятия. Исходя из Ваших определений, резюмируем:

 Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

 Учебное занятие - это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.

 Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

 Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

 Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

 В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

 Работа с группами .

Какие же?

Итог работы групп - определение типов занятий:

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

 К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Работа в группах.

Какие требования на Ваш взгляд необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?

 Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

 - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

 - целесообразное расходование времени занятия;

 - применение разнообразных методов и средств обучения;

 - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

 - практическая значимость полученных знаний и умений.

 В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

 Работа с группами. 

Какие этапы?

 1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

 2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

 Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.

 Работа с группами. Высказывания

 Необходимо исходить из самого понятия.

Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

 Вопрос к группам.

Какие задачи ставим мы при планировании занятия?

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

 Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.

 

Планирование задач занятия.

1. Образовательные задачи

 (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия?):

 проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;

обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;

сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;

 2. Воспитательные задачи:

 (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия):

 1 – содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;

 2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;

 3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;

 4 – для решения задач эстетического воспитания_____________________;

 для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;

 5 - формировать правильное отношение к природе.

 3. Задачи развития обучающихся

 (какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

 1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;

 2- для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;

 3 – обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;

 4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;

 5 – для развития у детей познавательного интереса____________________;

 6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.

 Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.

 Работа в группах .

Какие методы Вы знаете?

Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов обучения, контроля и коррекции.

 (Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.К.).

 С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.

 Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

 Работа в группах.

Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

 В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

 Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

 В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 Приводится пример: структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

А теперь приступаем к практической части нашей работы:

 Практической частью нашей работы будет разработка в группах проекта учебного занятия с общей темой «Посадил дед репку». При защите я предлагаю осуществлять взаимопроверку.

 Подведение итога.

 А теперь обещанный в начале занятия сюрприз. Аналитики по итогам работы присваивают звания:

самый коммуникабельный;

самый креативный;

самый инициативный

самый толерантный.

 Рефлексия. Продолжите каждые слова, сказанные мною.

 На нашем занятии я….(Что получили лично вы от нашего занятия?).

Огонь знаний горевшей свечи унесите с собой.

 Спасибо за работу.

 

СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Организация работы группы на занятии

Даже свободная «фасилитаторская» манера общения с группой предполагает некоторые правила общежития, дабы не допустить анархии и перекосов. Мы же сегодня вынуждены ратовать за некую среднюю, «переходную» модель отношений.

Поэтому советы наши имеют такое направление: освобождение постепенное, новое в старом.

Ну вот, например, такой вопрос: должен ли педагог командовать на занятии? В прежние времена ответ был очевиден, он предписывался официальной педагогикой. Вот какие «ценные указания» из педагогических сочинений не такого уже далекого прошлого приводят Ф. А. Фрадкин и М. Г. Плохова в статье «Проблемы дисциплины в советской школе» (Советская педагогика, 1991.–№ 6): «Говорить много детям бесполезно, надо сразу прививать навыки дисциплины, организованности в процессе работы... Первое время хорошо приучить детей делать все по счету: «Раз!»–поднимают крышку парты, как один; «Два!»–встают; «Три!»–выходят из-за парты; «Четыре!»–стройной линеечкой идут из класса. Входят в класс обязательно линеечкой, чтобы не приобрести привычки бегать, шуметь в классе... Сбор тетрадей у очень многих хороших учителей организован так: при счете «Раз!» – на каждой парте тетради кладутся направо вместе; при счете «Два!»–тетради передаются конвейером с парты на парту начиная с задних, с первых парт собираются дежурными».

 Такие методы ведь не изжили себя до сих пор, особенно в начальных классах школы. И сидит это «раз! два!» не только в педагогах, но и в детях, сидит пока в наших социальных генах. Поэтому-то, слыша рекомендации начинать в новой группе «пожестче», а потом постепенно «отпускать», мы понимаем, чем они вызваны, и в некоторой степени вынуждены с ними соглашаться. Но и потом, «отпуская», надо оставить несколько четких команд, без них будет трудно управлять в обычной группе. Опытные педагоги создают некий «устав», определенный свод правил, которые должны соблюдать взрослые и дети на занятиях. Обычно же никаких письменных «кодексов» у учителей нет, и часто они существуют, так сказать, негласно. Хотя, вероятно, лучше, если гласно. В уставе – то, что педагог считает важным в поведении, отношениях на занятии. Не надо, очевидно, в нем стараться охватить все.

 В. Шаталов, например, делает основной упор на взаимоотношениях в классе, в частности на культе девочки. Девочки первыми сдают тетради, их тетради первыми проверяются. Девочки никогда не вытирают школьные доски (у них короткие юбки, зачем ставить в неудобное положение?). Класс убирают мальчики. Если поднято много рук, «при прочих равных условиях» предпочтение – девочкам. Кроме того, правило: при ответе товарища – абсолютная тишина.

 Вводят педагоги свои традиции и ритуалы. У Ильина, например, – «историческая парта». Он рассказывает об ученике, сидевшем когда-то за этой партой. В таком-то году ученик подарил такую-то интересную мысль, учитель ее развил и вот что получил... Мощный прием: тебе, ребенку, говорят, что ты не уйдешь из школы навсегда, ты останешься для других. Это важно для детей. Да и не только для них.

 Привлекайте ребят к организации процесса обучения, делегируйте им часть ответственности.

 То, что Л, М. Фридман называет «ролевое участие». Здесь и «проверяющие» (тетради), и «учетчики» (заносят отметки на экран), и «ассистент» (отвечает за опорные конспекты – вывешивает, ремонтирует), и «организатор» (ведет график назначения «ведущих учителей»), и «главный консультант» с просто «консультантами» (помогают справиться с проблемами в знаниях).

 Два слова о важных мелочах. О них знают, но или забывают, или машут рукой: условия у нас такие, что уж, мол, привередничать.

 Если детей немного, лучше общаться с ними в небольшом помещении.

 Обратите внимание на свет. Дети должны вас видеть: лицо, глаза.

 Есть еще целый ряд мелочей, например: полированные краешки столов рассеивают внимание; близко друг от друга поставленные столы способствуют возбуждению учеников, а далеко расставленные, наоборот, отчуждению – но это уже действительно информация не для наших условий.

 Не можем хотя бы кратко не напомнить здесь о роли невербальных средств общения. Мимика и жест не только эффективнее открывают буквальное значение речи. Это средство управления, то есть с их помощью педагог способен транслировать тот смысл, который хочет, пусть он и не совпадает с буквальным. Именно в этом плане можно говорить, что поведение педагога сходно с деятельностью артиста.

 А как быть, если по-настоящему не владеешь пантомимикой и голосом? Идти на выучку к актерам? В пединститутах вводят сейчас в курсе педмастерства занятия по речи и движению. Но они немногочисленны, ведут их нередко преподаватели кафедр педагогики, многие из которых сами нуждаются в подобных уроках. Среди педагогов немало людей малоэмоциональных, не просто обделенных от природы артистическими данными, но и тех, кого дети между собой называют «тормоз». По данным В. А. Кан-Калика, монотонное изложение снижает восприятие на 35 – 55%.

 Ну а что в самом деле таким делать? Тренироваться. Если не с актером, то на курсах при пединститутах и ИПК. Самостоятельно. Начать хотя бы с простеньких упражнений, рекомендуемых Карнеги.

Всего четыре приема:

 1. Акцентируйте (то есть выделяйте, делайте на них ударение) во фразе важные слова, подчиняйте им менее важные. Произнесите, советует Карнеги, любое предложение ровным монотонным голосом (он берет для примера слова Наполеона: «Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел...»). А теперь акцентируйте важные слова или те, что вам кажутся важными (преуспевал, хотел), и вы увидите, как зазвучит фраза, как лучше ее будет слушать и понимать аудитория.

 2. Меняйте тон голоса: то повышайте, то понижайте его. Тот же маленький эксперимент. Сначала монотонно: «У меня есть только одно достоинство – я никогда не прихожу в отчаяние». А теперь повторите предложение, но вторую часть (после тире) – значительно понизив тон (можно почти шепотом). Внезапно меняя тон, мы добьемся выделения на общем фоне. Фразу и слова не просто лучше запомнят, но опять же будут слушать.

 3. Меняйте темп речи, произнося быстро не очень значительные слова и медленнее – важные.

 Нам нравится, каким «американским» примером (а теперь, возможно, и «нашим»?) иллюстрирует это правило Карнеги.

 Произнесите быстро и небрежно «30 миллионов долларов», будто сумма небольшая, а теперь медленно, с «чувством», в потрясении огромностью суммы, «30 тысяч долларов»: и вам, и слушателям действительно покажется, что 30 тысяч больше. (А впрочем, большинство из нас эти доллары в глаза не видели, можно играть в миллиарды рублей.)

 4. Делайте паузу до и после важных мыслей. Пример Карнеги. Без паузы: «Великая американская пустыня расположена не в Айдахо, Нью-Мехико или Аризоне. Она расположена под шляпой среднего человека. Великая американская пустыня – это скорее умственная, чем натуральная пустыня».

 А теперь произнесите, сделав паузу перед «она», перед «под шляпой», перед «это скорее», перед «чем», и вы увидите, как заиграет фраза, каким великим смыслом наполнится.

 

Подготовка педагога к учебному занятию

 Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим:

 1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

 – Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

– В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

– Насколько полно и качественно реализовано содержание?

 – Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

– За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)^

– В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

– Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.

 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

 – определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),

 – обозначение задач учебного занятия,

– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного:

 – определение вида занятия, если в этом есть необходимость,

– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

 3 этап. Обеспечение учебного занятия.

 а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

 б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.

 в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

 Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

 При подготовке занятия для педагога важны еще два момента.

Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен.

Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.

 В.С.Ротенберг и С.М.Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. -М.,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают несколько «обходных» способов.

 1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда , они необходимы.

 Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «А все-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–здесь смысл переносный). В городе выше преступность, сплошные несчастные случаи.

 2.   Эффект незнания, причем комический.

 Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос».

 3. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен.

 4.   Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы-»разрядки».

 Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научнее -внутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение.

Советы педагогов, применяющих в своей работе элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

1.     Старайтесь планировать тему так, чтобы материал не распался, сохраняя цельность и внутреннее единство. Планируйте всю тему сразу. Предлагается следующая «технология». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько занятий в теме. Распределите сначала главное: что на каком занятии будет изучаться; где труднее, что – легче; в зависимости от этого найдите формы работы, их сочетание. Тему, которая придется на пик вашей усталости лучше заранее спланировать на каникулах.

2.     При планировании занятий старайтесь учитывать разный уровень учащихся. Основа будет везде одна (обязательные знания), но формы могут быть различные, разными будут задачи, упражнения.

3.     Подумайте, кто из ребят, где, когда, с каким докладом может выступить.

 4.     Определяя цели занятия, разграничьте для себя обучающую и педагогическую цели. Естественно, разграничение условно. Обучающая цель – то, чему педагог хочет научить детей, что они должны на уроке узнать, понять. Педагогическая цель – то, чего педагог хочет добиться на данном занятии в плане воспитания и развития, учитывая особенности группы и отдельных учащихся.

5.     «Проранжируйте» новый материал (что учащимся нужно к следующему занятию, что – несколько позже, может быть, в следующем году, а что – на всю жизнь). Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации.

 6.     Особо продумайте, в какие моменты учащиеся должны активно включаться, что они должны делать (здесь я задаю вопрос – диалог (дискуссия), здесь они должны посмотреть иллюстрацию и т. п.)

 7.     Определите необходимый реквизит (плакаты, картины, приборы, проектор и т. д.).

8.     Подготовьте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к финишу за 5 минут до звонка». Опыт показывает, что такой досрочный финиш – беда многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать (в зависимости от предмета) и задачи, и упражнения, и игры, и любопытная, интересная информация «в русле» темы.

 9.     Наметьте исследовательскую цель на предстоящее занятие. Удалось ли опробование нового приема, новой формы? Какова реакция детей? Органичен ли прием для Вас? Целесообразность экспериментаторства тем выше, чем сильнее группа; и наоборот, в слабой группе необходима консервативная и четкая структура занятия.

 Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию

1.   Вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.

 2.   Планируя занятие (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу – я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте – я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент – я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).

 3.   Вспомните взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):

 – дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;

– услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;

– бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ;

 – чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; – реже хвалит за верный ответ;

– не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;

– реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому».

Кроме того, общение с «хорошим» со стороны педагога более эмоционально-личностно окрашено («Правильно, молодец, садись. Вероника!»), чем с «плохими» («Правильно, садись» или: «Правильно, садись, Чернов»).

 

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 I. Ещё раз о необходимости целеполагания.

Сегодня никто не решится заявить, что формулировать цель каждого занятия не нужно. Напротив, любой уважающий себя педагог со знанием дела будет утверждать необходимость этого целеполагания, его принципиальное значение для достижения действительного результата занятия. Однако, на деле названная аксиома по-прежнему нуждается в постоянном агитационно-пропагандистском и организационно-методическом обеспечении. Рассмотрение причин этой парадоксальной, на первый взгляд, ситуации не входит в задачу данной статьи. Но, отдавая себе отчет в наличии проблемы признания и принятия педагогами необходимости постановки целей на каждое занятие приведем ниже короткий блок аргументации. Любое действие влечет за собой некий эффект, выражающийся в изменениях субъектов и объекта воздействия. Педагогическая деятельность- целенаправленная по определению, ибо предполагает эффект вполне определенный- позитивные изменения (приращения.) в ценностной, когнитивной, операционной, эмоциональной и др. подсистемах личности обучающегося, предусмотренные программой обучения и трактуемые, как его результат. Результат этот складывается на основе суммирования изменений (приращений) состояний актуальных подсистем личности, происходящих в каждой единице образовательного процесса, каковыми являются учебные занятия. Поэтому, желая достигнуть конечной цели, невозможно не определять цели каждой единицы процесса, причем последовательно, в нужной логике и взаимосвязи (преемственности); Без конкретной цели занятия невозможно определить, ведет ли оно к достижению конечной цели обучения, какова его роль с этой точки зрения, то есть, вообще, зачем это занятие проводится, ради чего затрачиваются усилия и время педагога и учащихся.

 Между тем, опыт вынуждает согласиться с И.П.Волковым в том, что "учителя часто ведут кружки без определенной конечной цели. Что-то ученики у них делают, и вроде бы все идет нормально. Им и в голову не приходит, что как-то должно быть по-другому. На самом же деле при таком подходе сколь-нибудь серьезных успехов не добиться, ведь если нет конкретной конечной цели, нет четко очерченных задач, не будет и практического результата: какая поставлена цель, такой и будет результат. Ведь если человек поставил перед собой ясную чёткую конечную цель, то он будет искать и четкие пути ее достижения. Если же конечная цель не ясна или отсутствует вообще, то собственно, не ясно. что достигать". Столь обширная цитата приведена потому, что все сказанное И.П.Волковым можно в полной мере отнести к конечной цели конкретного занятия в объединении дополнительного образования. Стоит обратить внимание и на еще один аспект данной проблемы. На самом деле, деятельности без цели не существует. Если отсутствует четко определенная цель занятия, на первый план выходит латентная, неосознаваемая цель. К числу наиболее распространенных латентных целей занятия отнесем такие - "занять детей, доставить им удовольствие", "получить удовольствие от общения с детьми в излюбленной педагогом манере" и т.п. В данном случае речь идет не о педагогике или дополнительном образовании, а о формализме или удовлетворении потребностей взрослого, что едва ли может приветствоваться в таком виде.

Таким образом, четкая и грамотная постановка цели каждого конкретного занятия является обязанностью и неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, непременным условием поступательного движения к конечному результату реализации программы занятий объединения дополнительного образования.

             II. Цель - признаки и требования к формулировке.

 Из множества определений цели выберем наиболее полное и полезное практику. Таковым является определение В.С.Лазарева:

цель - образ результата с фиксированным временем его получения, соответствующего потребностям и возможностям организации мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения операционально определенного (контролируемого).

Обладая этими признаками, цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создания условий необходимых и достаточных для их достижения.

Следуя далее за В.С.Лазаревым, отметим, что основные цели и задачи образования (в т.ч. дополнительного) формулируются в рамках следующих общих функций учебно-воспитательного процесса:

 * Когнитивной, познавательной функции. "выходом" которой является система знаний, система специальных предметных умений и навыков, умений осуществлять учебно-познавательную деятельность, включая и самообразование Исключительная ориентация только на такие результаты (ЗУНМ) вряд ли может быть признана разумной и в последние годы подвергается разной критике с гума- нистических позиций.

 * Ценностной, воспитательной функции, "выходом" которой является: становление основ мировоззрения, взглядов, убеждений, ценностных ориентации, "Я - концепции" и самосознания в целом, становления мотивационной сферы, направленности личности, желаний, стремлений, потребностей, интересов, обогащения личностного опыта, опыта деятельности, поведения, общения, отношений переживаний, опыта осуществления выбора, поступков и т.п

 * Функции психического развития, "выходом" которой должны стать реальные новообразования в интеллектуальной сфере обучающихся (в их внимании, восприятии, мышлении, воображении, речи) в их эмоциональной и волевой сферах

 * Функции развития творчества, креативности обучающихся.

 * Оздоровительные функции, нацеленной на профилактику и по возможности коррекцию неблагоприятного соматического и психического развития детей, обеспечение готовности к ведению здорового образа жизни.

В зависимости от характера, направления деятельности, программы объединения дополнительного образования на первый план выступают те или иные из названных выше функций и соответственно этому формулируются цели занятий. В любом случае при постановке целей полезно учитывать следующие требования:

 1. Главным основанием постановки целей занятий должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы объединения, с одной стороны, и анализ наличных возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.

 2. Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам объединения.

 3. Цели должны быть напряженными, но и реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития обучающихся и объединения.

 4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.

 5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.

 6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения, учреждения дополнительного образования.

 7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.

 8. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, объединения, учреждения дополнительного образования.

 Сформулировав цель занятия на основе изложенных выше дефиниций и требований, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания занятия, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.

             III. Как не надо ставить цели занятия.

 Ряд педагогов сталкивается с трудностью перед формулировкой целей занятия. Порой эти формулировки грешат известными недостатками. Назовем их типичными ошибками целеполагания и приведем наиболее распространенные из них.

 1. "Избыток целей". В этом случае педагог ставит перед собой и обучающимися несоразмерное ресурсам количество целей, порой их бывает 8-12, и они, очевидно, не могут быть исполнены. Едва ли стоит жертвовать реалистичностью целеполагания в угоду желанию охватить все возможные и невозможные функции занятия.

  2. "Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия". При этом заявленная цель не может быть реализована на одном занятии в силу недостатка времени, пространства, материальных ресурсов, психолого-педагогических особенностей образовательного процесса. Например:

 Закрепление навыков самостоятельной работы с .... Едва ли навык можно закрепить за одно занятие. (И что значит "закрепить"? Но об этом ниже.)

  3. "Формальность постановки целей", когда цели занятия формально списываются из научно-методической литературы, мало согласуясь с реальностью конкретного занятия. Пример: подбор под каждое занятие пресловутой "триединой задачи" - обучение, воспитание, развитие.

  4. "Подмена цели перечислением видов деятельности детей". При этом в список целей включается все, чем педагог намерен занять детей в ходе обучения, образуя некий перечень процедур и операций.

  5. "Процессуальность формулировок", когда и качестве цели выступает намерение воздействовать как-либо на обучающихся в процессе занятия Пример: "Приучать детей к аккуратности в обращении с инструментами".

  6. "Абсурдность формулировок", когда цель составляется из услышанных (прочитанных) где-то штампов, не связанных между собой, не имеющих отношения к действительности или содержащих внутренние противоречия. Например: "Учитывать возрастные особенности для воспитания навыков, знаний и умений коллективно-творческого дела". Существует еще целый ряд типичных ошибок, но ограничимся приведенными, полагая, что их вполне достаточно, чтобы понять, как не надо ставить цель занятия объединений дополнительного образования.

             IV. Что следует иметь в виду при определении цели занятия.

 Прежде всего, еще раз адресуем читателя к части II настоящей статьи. По возвращении, продолжим.

Прежде всего, приступая к формулированию цели занятия, еще раз обратитесь к целям всего курса, изложенным в программе занятий, целям и задачам очередного этапа, если таковые имеются. Помните, что цель вашего занятия, будучи достигнутой, должна приближать вас к конечной цели программы. Учтите то, на каком этапе реализации программы находится объединение к моменту планируемого занятия. Проанализируйте уровень освоения программы, имеющийся у обучающихся. Необходимо еще раз обратить внимание на половозрастную характеристику объединения, характер межличностных и деловых взаимоотношений. Важен также учет пространственных и материально-технических возможностей и ресурсов, расчет времени. Бессмысленна постановка цели, не обеспеченной этими ресурсами. При необходимости, в отдельных видах нужен также учет времени суток, когда проводится занятие, и погодных условий. Оценив всю совокупность факторов, влияющих на потенциальную результативность занятия, приступайте к формулировке цели.

  V. Как сформулировать цель.

 Ниже предлагается один из вариантов алгоритма постановки цели. Являясь примерным и обобщенным, он, по скромным ожиданиям, может принести некоторую пользу практикам.

 1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождения между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную (главные).

 2. Четко сформулируйте эту проблему.

 3. Определите шаги (действия) по ее решению, их последовательность.

 4. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

 5. Оцените какие (и сколько) из этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одного занятия.

 6. Сформулируйте цель занятия, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одного занятия.

             VI. Цель достигнута?

 Формулировкой цели, как это ни странно, процесс целеполагания не заканчивается. Памятуя о требовании найти операциональную определенность (контролируемость) цели, мы должны обратить внимание на важность отбора и четкого определения критериев и способов оценки факта достижения цели. Такие критерии должны объективно следовать из самой формулировки цели, а способы - давать возможность более или менее уверенной оценки, достигнутой на занятии по избранным критериям. Идеальной, но редкой, является возможность математической, аппаратной регистрации контролируемых параметров. Чаще приходится прибегать к описаниям-характеристикам результирующих состояний. В любом случае, характеристики, отражающие достижения цели, должны быть вами определены при целеполагании, до начала занятия. После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, вы получаете возможность дальнейшего конкретного профессионального, результативного ведения своей педагогической деятельности, точно зная, к чему вы уже пришли, а чем еще следует озаботиться.

 Некоторые приемы оптимизации занятия

 В опыте работы педагогов дополнительного образования, в научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игро-технических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.

 Назовем лишь некоторые:

 1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

  2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

  3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

  4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например: прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

  5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

  6. При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчики, мишка.